Наши железные помощники


Ещё до переезда в поместье мы тешили себя различными вариантами техники, которую мы бы хотели иметь в поместье. Понятно, что три гектара трудно охватить, используя только ручной труд. В поместье всё совсем иначе чем в городе, на даче или в деревне.
Приведу один пример насколько наше сознание должно перестраиваться под само понимание поместья. Как-то раз я прогуливался по аллее нашего поместья, на соседнем участке шла стройка. Работники подошли к границе участка и позвали меня, я был рядом. Они попросили пару круглых обрезков для удобства катания бруса. Что может быть проще, есть у меня обрезки, подумал я, и вежливо согласился. Когда мы ещё жили в деревне на тридцати сотках, я часто помогал соседям подобными мелочами. И потому по привычке согласился, оценив лишь безделушечность этих брусков и то, что мне они могут и не пригодиться. И со словами "сейчас принесу" я отправился домой. Где-то на середине пути я стал осознавать, что живя в деревне я бы уже давно сбегал за брусками, отдал соседу и занимался бы своими делами, а тут я ещё только на пол пути за ними. В общем и целом, такая ерундовая просьба украла у меня двадцать минут времени. Этих двадцати минут вполне хватило бы работникам, чтобы сбегать в лес, от которого они находились в пятидесяти метрах и взять там пару поленьев. Вместо этого, мне пришлось топать почти пол километра из-за каких-то двух палочек.
Не сочтите за жадность, просто я человек вполне рациональный и мне данная ситуация показалась нарушающей здравый смысл. А вам?
Так вот этот случай показывает, как сильно нужно меняться всем, потому как в наших мозгах мы всё ещё живём в маленьких квартирках с соседями через стенку, к которым можно сбегать за солью, и так далее. И поэтому, может быть, тоже существовал принцип у ведрусов не отвлекать мысль, не прерывать её. Ведь даже маленькое отвлечение может сбить человека на достаточно долгое время. И поместье, действительно, учит быть самодостаточным даже в самом себе. Идёшь ты сажать деревья на край поместья, уже не побегаешь за водой до колодца, или на телефон ответить, или ещё что-нибудь. Уходишь и знаешь, что ушёл надолго, взял всё что нужно для выполнения всего задуманного, иначе весь день будешь челночить по своему пространству, измотаешься и эффективность твоих усилий будет стремиться к нулю. Кончились гвозди, колышки, вода, забыл топор, лопату, да мало ли что, поэтому каждое наше дело напоминает снаряжение в мини экспедицию.

Поэтому и техника наша очень сильно нам помогает, но обо всем по порядку. К пониманию какая она нужна мы пришли постепенно. Мотоблок купили почти сразу, из-за косилки. Впечатлил рассказ одного из семинаристов, приезжавших к нам, Анатолия, который сам заготавливает сено на две лошади и коз при помощи такого мотоблока и роторной косилки. Поэтому мотоблок был куплен сразу.  Также изначально в нашем арсенале был супер отечественный внедорожник Нива и прицеп к ней. Должен сказать, что она нам помогла без проблем построить наш предыдущий дом. Поэтому мы и не думали её менять.
Но по переезду оказалось, что наше поле не из малоснежных. И ехать до поместья не много не мало полтора км. До этого для сравнения мы ездили по полю триста метров и я справлялся нивой и лопатой. Но не всегда.
Чистить такую дорогу в поле трактором бесполезно, поскольку она заметается уже через пару часов до ещё худшего состояния. И уже в октябре 2014 перед нами встала проблема проходимости дороги. Нива садилась на брюхо. Поднимать её, то есть лифтовать, стоило дорого, поэтому стали искать другие варианты. Так у нас появился снегоуборщик к нашему мотоблоку. Показал он себя достаточно хорошо, за два часа я мог почистить всю дорогу до поместья, только вот руки подмерзают. А так очень даже ничего. И вот в очередной раз, добравшись с мотоблоком после очередного снегопада от поместья до въезда в поселение, мы первый раз увидели ЕГО! Бравый, высокий, с гордостью везущий два рулона с сеном, промчался по трассе УАЗ! Гордость отечественного автомобилестроения, машина непревзойденная и не имеющая аналогов в мире. Вездеходный малый грузовик. Тогда мы с Леной переглянулись и сказали разом друг другу, как у нас часто бывает: "Вот такой нам нужен!". Знаки на этом не закончились. Поехав в деревню, пробираясь по ещё заваленной снегом сельской дороге, с полным подключением всех вездеходных опций, сбивая бампером гребни выдавленного из колеи снега, мы с напористостью танка пробивали наш путь к магазину. Тут и там были видны следы откопанных машин. В общем один из тех замечательных зимних дней в Сибири, когда утро начинается с массовых раскопок авто, взаимопомощи в толкании, прикуривании и поисках буксировочных тросиков - вот оно зимнее настроение! Живя в Сибири, вы просто не можете не наслаждаться этими веселыми зимними забавами!

Наслаждаясь этими пейзажами занятых людей, активно и заботливо работающих лопатами вокруг своих авто, чтобы машинки смогли на дорожку выехать, мы как-то оторопели, когда опять увидели ЕГО! Бодрый, веселый, озорной, навстречу нам ехал, внимание! Груженный с горкой снегом УАЗик. Он как будто неглядя резво свернул в поле и помчался, рассекая целинную снежную гладь, по всей видимости, выгружать снег туда, где как ему казалось снегу было самое место! На фоне дорогих иномарок, вокруг которых хлопотали новоиспеченные дворники по неволе, этот "головастик" казался настоящим другом человека!
Так мы и решили, только он нам нужен! В кузов входит как раз по размеру, фанера, гипсокартон, двп, осб, карандаши с фанерной фабрики, в общем все, что нам нужно! Проходимость выше всяких похвал, ну и как оказалось есть множество скрытых преимуществ, которые подтверждают, что раньше машины делались и конструировались для людей, и что мы за красивыми картинками сами забываем, что нам нужно!
Спустя неделю мы уже гоняли на нашем уазике и нарадоваться не могли. Что и говорить, уазик - это уже не машина, это техника. Для поместья он уже сделал очень много. А сколько ещё сделает!!!

Из преимуществ могу отметить - несмотря на отсутствие регулировок эргономика автомобиля на высоте. Простое по конструкции сиденье вообще работает как тренажер по формированию осанки, спина всегда ровная и не болит. В ногах никогда не стоит вода, как во всех современных машинах, когда снег тает с обуви. Ремонт почти всех агрегатов можно осуществить не выходя из кабины, поскольку капот - внутри. Ну и многое другое. Конечно, уаз - машина не для всех и надо понимать его ограничения. Два места в кабине, что нас устраивает, поскольку в город мы не выезжаем на променад всей семьёй, а только по необходимости. Быстро ездить также не удастся, уазик ограничен по скорости до 80 - 90 км. Крейсерская скорость 70-80 км в час. Но это как раз тот случай, когда тише едешь - дальше будешь. Теперь о разновидностях уазика. Уаз - это транспорт, покупая который надо четко знать, что вам нужно. Если просто хотите уаз, типа танк на колесах - это будет промах. Пользы не будет. Просто с ним на двух стульях никак не усидишь, по крайней мере без потерь. Например, хочу чтобы пять мест и кузов, как пикап, то есть фермер. Тогда сильно страдает размер кузова и придется иногда заказывать доставку материалов спец транспортом. Плюс комфорт пассажиров под большим вопросом. Уж лучше копить на L200. Самый бесполезный, для наших целей, однако самый дешевый и распространенный вид уазика - это буханка. И все её разновидности. Вот вроде бы у вас уазик, но ничего привезти на нём не получится. Загрузка и выгрузка только с одной стороны, в общем даже с саженцами неудобство получается. Доехать вы на нём доедите, но вот что-то серьёзное на нём уже не привезешь. Поэтому буханки - это, на мой взгляд, только для рыбаков и охотников, им нужен неубиваемый внедорожник, а добыча невелика и поместится в грузовой отсек.
Поэтому нужно понимать, что и на каком этапе жизни вам придется делать. Я знаю, что следующие пару лет я буду целиком в стройке, саженцах, лесах, полях, и карьерах, а моя семья безвылазно в поместье. Так что бортовой - это наш выбор.
Чистить снег зимой в самое трудное время мне приходилось только одну сторону, то есть одну колею. Чтобы видеть куда ехать. А так проблем не было до самой весны. Когда земля начинает оттаивать и делает это постепенно сверху вниз, не давая воде уходить вглубь, по полю становится возможно ездить только не гусеницах. Благо длится этот период всего пару недель. На этом тема уазика закрыта.


Наш второй незаменимый помощник - это мотоблок. Я так его люблю, честное слово. Веселый малый. Копает, рыхлит, косит, возит, чистит снег. Ещё один продукт советской эпохи. Сделано для людей. Он идеален для массовых посадок. Приведу простой способ посадок, который, так уж и быть, патентовать мы не станем :) но который себя очень хорошо зарекомендовал. Помните, как вначале я говорил о снаряжении мини экспедиции. Так вот, мотоблок с тележкой - это наш главный перевозчик. К примеру, нам надо посадить пятьдесят саженцев. Первым делом ставлю пустую двухсотлитровую бочку в тележку, она занимает четверть тележки. Набираю её водой через шланг из колодца. Или теплой водой из другой бочки, закрываю крышку наглухо, чтобы не расплескалась вода. Загружаю саженцы, место позволяет. Колышки, топор для забивания колышков, ведро для полива, лопату, пару гвоздей в ящике под сиденьем, на тот случай, если черенок лопаты переломится. И в путь! Да, если сажаем аллею, то берем мерную веревку с двумя колышками для ровности посадок. Так экономится очень много времени и можно легко и с большой долей приживаемости засадить даже самые дальние уголки поместья. Раньше, когда мы приезжали в поместье с пасадками, мы бегали с пластиковыми бутылками, колышками, саженцами до машины и обратно, я называю это, челночили. Это было достаточно утомительно. Сейчас же наша эффективность выросла в разы, труд стал легче, а результат нагляднее. Оттого и на душе приятно. Мотоблок - миниатюрный, он без труда проходит по всем нашим аллейкам, не оставляет следов даже с большим грузом. По сути это просто мотор на двух колесах и телега, ничего лишнего. Порожняком едет на второй скорости достаточно быстро, быстрее, чем идти пешком быстрым шагом. Ещё одно приспособление - это плуг. Его мы купили, чтобы вскрывать дерн и класть туда лесную почву. Также он был весьма полезен в формировании каналов стока воды в озеро.
Но, конечно, главная и самая любимая наша работа с мотоблоком - это кошение травы. Как прекрасно выглядим прокошенный сад. Отсутствие сухостоя, а только зеленая сочная зелень радует глаз в любое время дня! Аллеи, полянки, площадки под строительство, мы косим всё! Трава отзывается очень сильно на такую уборку и становится мягче и пышнее с каждым разом. Заготовка сена на зиму также стала вполне реальна в обозримом будущем. Роторная косилка укладывает травку ровными рядками, которые очень удобно собирать.
Рыхлить дерновину мотоблоком - оказалось делом мало полезным и мало эффективным. Во первых рыхлить там особо нечего, и без того истощенная почва только-только начала набор чернозема, во вторых есть более эффективные способы обогатить её плодородие, но об этом в отдельных статьях.

Очень полезен мотоблок оказался на нашем хоз дворе, его маневренность позволяет легко манипулировать стройматериалами, дровами, навозом, и так далее. Так, что он сильно облегчает труд по хозяйству. С его помощью получилось, например, быстро заполнить высокие гряды навозом и землей.
В общем и целом, очень рекомендую этого помощника, он будет верой и правдой служить вам и радовать. Только рассматривайте бензиновые варианты. А если уж дизель, то сразу МТЗ - 82 берите.
Конечно, техника - это лишь малая логистическая часть большой пермакультурной системы нашего поместья. Она действительно служит во благо и не стоит смущаться её присутствия на стадии становления. И, конечно, техника не поможет, если пространство организовано бездумно, не продумана логистика, маршруты, потребности элементов этой системы, в общем, смотри книгу Билла Моллисона, принципы пермакультуры. Но применение этих принципов и конкретные примеры в нашем поместье - это повод для ещё одной статьи. До скорых встреч!